Субсидии: не в коня корм!
Нешуточные баталии и даже битвы за субсидии развернулись в профессиональной среде казахстанских производителей яиц. Мишенью, в которую яйца пока еще не летят, стало Министерство сельского хозяйства, озвучившее намерение реформировать систему субсидирования.
Если одной строкой, то суть реформы в том, чтобы заменить субсидирование готовой продукции в птицеводстве на более рыночный формат поддержки. То есть, субсидирование не отменяется. Речь лишь идет о переходе на субсидирование ставок по кредитам, лизингу и договорам страхования, а также применение инструмента инвестиционных субсидий. В соответствии с предложением министерства, инвестсубсидии предполагают возмещение части затрат при приобретении техники и оборудования в размере 25%, расширение инфраструктуры и мощностей. Идея, мягко говоря, не пришлась «ко двору» аграриев, которые сейчас активно возражают, публикуя свои аргументы в СМИ, направляя письма в разные инстанции. Сторонников же реформы немного, и здесь, пожалуй, громче и аргументированнее других звучит голос Дмитрия ЧАЛЫХ – учредителя и генерального директора ТОО «Алматинская птицефабрика «Сункар», компании – лидера отрасли.
– Дмитрий Владимирович, нет ли тут лукавства, ведь и «Сункар» получал субсидии на производство. Скажите честно, что заставило вас пересмотреть отношение к этому механизму поддержки аграриев?
– Произошло это не вдруг и не спонтанно. В основе моей позиции – системный анализ и производственный опыт. Поэтому аргументация – из опыта компании. Я приведу несколько цифр: в 2021 году «Сункар» получил за производство пищевого яйца около 115 млн тенге субсидий. Сопоставьте: 1 тысяча тонн пшеницы 3 класса – месячная потребность фабрики – стоит порядка 135 млн тенге. Всего же за месяц потребляется примерно 2 тысячи тонн кормов на сумму более 300 млн тенге. За год – более чем 3 млрд тенге. То есть, здесь «погоду» субсидии не делают.